Почему после «помаранчевой революции» мы так и не увидели новых ярких медиа-проектов? Почему сегодня в Украине так мало рентабельных СМИ? Об этом и о многом другом в интервью АМИ «Новости-Украина» рассказал один из опытнейших топ-менеджеров в области медиа, генеральный директор ИД «Профит Пресс» Максим Павленко.

-Чем же так не угодил вам украинский медиа-бизнес?

- Он находится в ступоре. Не развивается

- Почему? Ведь создаются новые проекты, да и старые неплохо себя чувствуют

- Новых проектов создается не так много. Даже совсем немного. После президентских выборов 2004-го, в которых пресса и журналисты приняли активное участие, все ожидали появления новых ярких проектов в СМИ, но их так и не увидели. Пожалуй, самое яркое явление – «Свобода слова», но это не более чем перенос российской авторской программы Савика Шустера на украинскую почву.

- Возможно, новые проекты просто не нужны?

- Не думаю. Просто новые проекты концептуально не отличаются от старых, не дают нового качества. Если бы Украина была единственной в мире страной, в которой издавались бы газеты и выходили бы телепередачи, я бы, может быть, и не говорил бы о новом качестве, но, слава Богу, есть с чем сравнивать и сравнения эти не в нашу пользу.

- Хорошо, допустим, вы правы. В чем же проявляется этот ступор, о котором вы говорите, как его можно заметить, пощупать?

- В отсутствии продукта СМИ, как такового. В наших СМИ нет места для читателя, они издаются сами для себя и обслуживают узкий круг связанных с ними людей. Значит – это уже не СМИ, это что-то другое. Поэтому я и говорю, что у наших медиа отсутствует продукт.

- Почему же? Газеты поднимают ведь проблемы, пишут о них…

- Понимаете, в чем тут дело…Вокруг медиа создалась такая ситуация, что любой, даже самый правдивый и честный материал уже воспринимается, как часть какой-то интриги и чьих-то, посторонних от читателя, интересов. Вот, к примеру, недавно появилась информация о том, что чуть ли не прямо на дамбе водохранилища возле Киева наша «элита» строит себе особняки. Экологи утверждают, что это крайне опасно. Так вот – в блоге на эту тему обсуждается только то, причастна ли Тимошенко к этому ( в информации идет речь о домах «списочников» БЮТ). Одни говорят, что текст – «заказуха» партии регионов, другие – что нет. По существу проблемы – ни слова.

Вот это и называется кризисом СМИ, как бизнеса. Бизнес – это постоянная, повседневная деятельность, работа на потребителя, в данном случае – читателя.

- Кто виноват в такой ситуации?

- Разумеется, все. Издатели, собственники, менеджеры, журналисты. Среда, которая потребляет наши СМИ тоже переживает серьезный кризис. Это комплексная проблема…

- Давайте по порядку. В чем виноваты собственники?

- В том, что они не воспринимают свои издания, как бизнес-проекты, не понимают, как СМИ зарабатывают деньги. Собственники часто требуют от изданий рентабельности, не вложив, в то же время, достаточно средств для того, чтобы издание могло приносить прибыль от продаж и от легальной рекламы. В результате, начинаются «заказухи», а это – верный путь в никуда.

Менеджеры - не готовы мыслить системно, их, опять-таки, интересует прибыль любой ценой.

Журналисты и редакторы – очень серьезная проблема. Они выросли в системе, в которой конечный потребитель – читатель – никогда не имел никакого значения и, следовательно, просто не понимают той работы, которую должны делать.

Предыдущие годы развратили журналистов. В результате, для них нет плохого и хорошего, правильного и неправильного. Перепутали объективность и беспристрастность с беспринципностью. Но эта беспринципная позиция, повторю, напрямую вредит медиа, как бизнесу, ведь его продукцию потребляют живые люди, которые прекрасно понимают, с чем имеют дело. То, что выдается за СМИ, на самом деле таковым не является. Не случайно уровень доверия к СМИ чрезвыйчайно низкий уже не один год.

Ну и, наконец, среда. Не понимаю, почему наши писатели, особенно специализирующиеся на политических интригах, не задают себе вопрос – кому вы все это пишете? Таким же как вы? Разоблачения, компромат давно не работают. Общественность, которой это якобы адресовано, давно не сомневается, что в украинской политике одни негодяи и мздоимцы. Среда исчерпана, кругом пустыня, больше тут нечего делать…

- Неужели все так плохо и ничего нельзя поделать?

- Понимаете, я уже говорил, что состояние нашего медиа-бизнеса – комплексная проблема. Тут виноват и наш сельский менталитет. В деревне ведь не нужны газеты, там работают другие средства информации…

Юлия Артамощенко, АМИ «Новости-Украина»

© Детектор медиа