Сергей Шумихин, Председатель Совета экспертов ЦОСЭР
Украинская столица признана одним из самых грязных мегаполисов Европы, а ведь при СССР Киев называли городом-садом. Теперь же город, управляемый бывшим боксером, вошел в «грязную десятку». Об этом свидетельствуют результаты исследования Pollution Index 2018 Mid-Year, опубликованные на Numbeo.
Согласно им, Киев «оценили» в 67,55 баллов по индексу загрязнения, а вообще показатель загрязнения окружающей среды составляет 118,45. Напомним, что тестирование столиц мира Pollution Index Mid-Year проводит раз в полгода. Эксперты берут в расчет качество воздуха и питьевой воды, общее загрязнение воды, ситуацию с вывозом мусора, субъективное восприятие экологической ситуации в городе со стороны жителей, уровень шума, наличие парков и зеленых зон.
Так вот, по этим маркерам Киев находится на десятом месте в Европе и занимает сотую ступеньку в мире. Более того, по уровню инфраструктурного и экологического благополучия, столица нашей родины отстала даже от столицы Зимбабве, уже много лет находящейся в состоянии перманентного экономического кризиса, но набравшей 58,6 балла. Впереди Киева и нигерийский Лагос с 53,5 балла.
Основными факторами деградации окружающей среды являются сбросы в поверхностные воды, выбросы от автотранспорта и ТЭЦ, загрязнение территории всеми видами твердых отходов, шумовое и электромагнитное загрязнение, устаревшая инфраструктура, не способная утилизировать отходы разросшегося Киева.
Положение дел с инфраструктурой эксперты EIU оценили в 42,9 балла из 100, т. е. ниже среднего. По этому показателю Киев отстал от нигерийского Лагоса (46,4 балла) и пакистанского Карачи (51,8).
В Стратегии развития Киева до 2025 года общий уровень износа инфраструктуры оценен в 53%, износ электроподстанций — в 68%, кабельных и подземных линий электропередачи — в 60%, водопровода — в 81%, канализации — в 72%, теплосетей — в 66%. А это значит, что не справляющаяся со своими функциями инфраструктура «перекладывает» эти проблемы на окружающую среду.
Неудивительно, что 63% киевлян считают свою экологию плохой и ужасной – по данным социологов. Такая оценка имеет под собой весомые основания: в городе многократно превышен уровень предельно допустимой концентрации (ПДК) в воздухе оксидов углерода, а Госслужба по делам чрезвычайных ситуаций не раз фиксировала повышение формальдегида и диоксида азота в атмосфере в 4-5 раз.
Основная причина того, что киевляне дышат автомобильными выхлопами вместо чистого воздуха — загруженность Киева автомобильным транспортом, особенно, после массового завоза в страну потасканных «евроблях». Владельцы еврохлама давно презрели законы, запрещающие импорт авто, не соответствующих экологическому стандарту «Евро-5» и столица наводнена б\у машинами со свалок ЕС.
Практически отсутствует в городе и топливо, соответствующее европейским стандартам – оно слишком дорогое для обнищавших жителей столицы. Отсутствие парковочных мест также привело к тому, что киевляне устраивают стоянки авто в парках и скверах возле дома, разрушая эко-баланс столицы.
Кроме того, хаотичная застройка Киева новыми кварталами привела к тому, что город-сад превратился в каменные джунгли - мэрия столицы дала «добро» уничтожать зеленые жилмассивы в пользу новостроев.
По данным Минрегиона, Украина ежегодно теряет по 20% площади зеленых насаждений, серьезней всего сократились территории парков, скверов, ботсадов, набережных – на треть. На 5,7% уменьшилось и количество городских лесов: «легкие» Киева - Пущу-водицу, Ворзель, Ирпень - нещадно вырубают.
Неудивительно, что мэрия столицы второй год подряд отказывается проводить инвентаризацию зеленых зон Киева под предлогом отсутствия средств, а «Программой развития защиты зеленых зон Киева» на общественных началах занимается «Киевзеленстрой» и Национальный ботанический сад имени Н.Н. Гришко НАН Украины. Причина проста: столичному руководству выгодно скрывать от населения результаты хаотичной градостроительной политики, в результате которой площадь зеленых зон столицы систематически уменьшается.
Вообще, стремительный рост неблагополучных тенденций давно диктует необходимость разобраться с городскими проблемами по существу. Однако качество столичного администрирования очень низкое на фоне высочайшего уровня коррупции. Кроме того, отсутствуют реалистичные стратегии устойчивого развития украинской столицы.
Что говорить, если Киевсовет несколько лет не может утвердить генплан города, без которого невозможно создать ни архитектурно-планировочный фундамент, ни провести экологическое зонирование столицы, ни «выбить» бюджеты на обновление программ защиты зеленых зон Киева.