Сергей Стеч, лидер платформы «Социальная альтернатива», член Совета экспертов ЦОСЭР
Хочу предложить на ваш суд краткое описание основ того, что можно назвать политикой оздоровления Украины. Если государственная политика будет строиться на этих основах, Украина, по моему мнению, сможет, наконец-то, выйти из перманентного кризиса и занять достойное место в мировом сообществе.
Во-первых, нужна новая стратегия экономической политики. Она должна быть направлена на улучшение жизни всех граждан и должна привести к преодолению социального расслоения и ликвидации массовой бедности.
Всем известный левый подход состоит в увеличении налогов и попытках перераспределить национальный продукт. Но этот подход не работает, и мы ясно видим это на примере Украины. Несмотря на огромные налоги, украинцы не становятся богаче.
Страны с высоким уровнем перераспределения, вроде Швеции, ввели его относительно недавно. До этого момента перераспределение в них было весьма невысоким, что позволило создать развитую и богатую экономику. Если брать в пример шведские налоги, то мы должны ориентироваться на налоги в сопоставимом масштабе национального продукта, то есть, на те налоги, что были в Швеции в 50-х годах прошлого века, а не сегодня.
Для Украины нужно идти другим путем. Для этого нужно создавать условия для работы и, прежде всего, самозанятости. Очевидный государственный подход — максимально упростить налогообложение для самозанятых (единый налог). Отмечу еще одну меру — сейчас государство стремится превратить человека в предприятие. От него требуется регистрация, отчетность и так далее, что делает его зависимым от чиновников и вымогателей. Если мы всерьез хотим уменьшения бедности, этот подход должен быть пересмотрен. Физические лица должны так же легко заключать контракты и соблюдение этих контрактов должно гарантировать государство через судебную систему. Нам нужно поучиться этому в британском праве.
Во-вторых, нужно менять подходы к занятости и трудовому законодательству. Государство должно перенести внимание с требований к предприятию (подход КЗОТа) на требования к контракту. Государство должно поощрять те контракты, условия которых предусматривают высокие стандарты охраны труда, отпуск, оплату больничных и т. п.
В-третьих, целью государственной политики должно стать уменьшение у людей чувства неуверенности в будущем и будущем своих детей. Для этого будущее должно зависеть, прежде всего, от усилий самого человека. Хаос, который создается безудержным нормотворчеством бесчисленных государственных органов, должен быть как можно скорее прекращен. С другой стороны, государство должно гарантировать людям, что в случае наступления определенных условий, они получат помощь. Опять-таки, учитывая реальности третей индустриальной революции, эта помощь должна оказываться не через обезличенные пособия, а, например, используя институт страхования.
В-четвертых, давно пора разделить политическую власть и бизнес. Для этого государственная политика должна быть однородной, не допускать льгот и привилегий. Такими привилегиями, являются, например, «естественные монополии» в энергетике, городской инфраструктуре и т. п. Они позволяют формально частным предприятиям занимать монопольное положение на рынке, диктовать цены, а их владельцам — иметь нешуточное влияние в политике. В монополиях нет ничего «естественного», вход на рынки должен быть открыт для всех. Кроме того, нужно запретить представителям большого бизнеса занимать высокие должности в политике, равно как и политикам — владеть крупным бизнесом.
В-пятых, необходима реальная деолигархизация. Олигархат возникает там, где возможно создание и удержание привилегированного положения. Главное условие для борьбы с олигархатом — открытость и конкуренция как в экономике, так и в политике. Прежде всего, необходимо восстановить обратные связи между обществом и государством. Никакой «контроль за властью» немыслим без этого. Регистрация и создание партий должны быть упрощены, проходной барьер понижен до 1-2%, выборы должны проводиться чаще, а избираемых должностей должно быть больше. Нужно сделать так, чтобы затраты на усилия, необходимые для того, чтобы стать олигархом были сравнимы с ожидаемыми прибылями. Это единственная возможность покончить с этим явлением.
В-шестых, нам необходима реформа государственного управления и дебюрократизация. В эпоху интернета многочисленные государственные конторы, выдающие никому не нужные справки, выглядят просто смешно. Вся эта деятельность может быть организована через один интернет-портал. Необходимо радикально пересмотреть принципы отношений государства и гражданина. Государство должно быть слугой, а не хозяином, оно должно оказывать услуги, там, где это необходимо. Для большинства видов деятельности нужно установить заявительный принцип регистрации. Разрешения и лицензирование необходимы только там, где деятельность может нести угрозу окружающим.
Бюрократию сравнивают с гидрой, там, где отрезают одну голову, обычно вырастает две. Чтобы этого больше не было, необходимо ограничить право создания новых государственных органов. Право создавать и ликвидировать государственные органы, изменять их полномочия и внутреннюю структуру должно принадлежать исключительно парламенту. Каждый государственный орган (агенство, ведомство и т. п.) должен существовать исключительно на основании соответствующего закона.
Отдельный важный вопрос — контроль за государственным и местными бюджетами. Для этого необходима реформа всей бюджетной системы, поскольку невозможно контролировать то, что управляется вручную. Бюджет Украины еще ни разу не был исполнен так, как это предписывает принимаемый парламентом закон. Для того, чтобы его контролировать нужно уменьшить цену бюджетной строки. Бюджетные расходы должны быть доступны для контроля не на уровне задачи (образование, наука и т. п.), а на уровне конкретного контракта с получателем бюджетных средств. Только в этом случае возможен контроль. Начать этот процесс можно с местных бюджетов, что создаст необходимую практику и выявит подводные камни.
В - седьмых, знания и инновации являются ключевым условием экономического развития в современном мире. Необходимо создать инфраструктуру для максимальной реализации интеллектуального потенциала украинцев. Значительной частью такой инфраструктуры могут стать технопарки. Нужно изменить соответствующий закон таким образом, чтобы создание технопарков было легкодоступно. Разумеется, необходима реформа образования и науки. Система «академий» явно не оправдывает себя и является просто способом распределения бюджетных денег. Никакой фундаментальной науки эта система не создает. Фундаментальная наука хорошо функционирует там, где она осмысливает результаты, полученные прикладной наукой, там, где она связана с жизнью.
В - восьмых, нам необходимо формировать экологическую культуру. Бережное отношение к природе означает новое качество понимания ценности каждого из ее созданий. Сохранить комфортную среду обитания для себя и своих потомков — это одна из важнейших задач, которую нам необходимо решить.