Максим Павленко, руководитель аналитической группы «Статскій советникъ», советник Генерального директора ЦОСЭР
Разговор о роли православия в жизни современной Украины редко удаётся удержать в канве заданной темы, он всё время норовит уйти в сторону смежных вопросов.
На сегодня это, пожалуй, наиболее сложный феномен общественной жизни государства, что впрочем, оправдывается изначальной "неотмирностью" самого предмета обсуждения.
Впрочем, говоря об Украине, тоже следует сделать несколько оговорок. Территория бывшей УССР заселена слишком неоднородно и отношение большинства населения к той или иной проблеме в разных областях страны может быть радикально противоположным. Это, в общем, трюизм, но отрицание этого трюизма является краеугольным камнем нашей официальной политики, так что напоминание не помешает.
Кроме того, религиозная составляющая вовсе не является определяющей в значительной части региональных субкультур и упоминание церковного вопроса в числе местных проблем зачастую является "ритуальным", то есть чисто политическим и не имеющим отношения к действительным вопросам общественной жизни.
Так, например, в индустриализированных областях Юго-Востока и большинстве крупных городов межконфессионального противостояния практически нет. Основные конфессии здесь большую опасность для себя видят в росте влияния всевозможных сект. В отношении к ним, вернее, в просьбах об отношении к ним в адрес государственных органов все традиционные церковные структуры проявляют удивительное единодушие и даже готовы выступить единым фронтом.
В западных же областях межконфессиональное противостояние остаётся серьёзным политическим фактором, порой заменяя собой противостояние политическое, не имеющее возможности быть провозглашённым официально. Наиболее яркий пример - постоянные конфликты вокруг храмовых помещений в Галичине, где греко-католики претендуют на исключительный конфессиональный статус.
Территориальным же оплотом православия, причем не только в Украине, но едва ли не на всей европейской части бывшего СССР, выступает не Юго- Восток, а соседствующая с Галичиной Волынь, вполне комплиментарная ей в светских вопросах национально-государственного содержания.
Это то, что можно сказать о территориальных крайностях положения Церкви.
Но, кроме них, в Украине остаётся ещё огромная территория для "умеренного" её существования, на которой, впрочем, всё обстоит тоже не гладко. Тут придётся вернуться к тезису "неотмирности". Для жителей Центральной Украины, от Ахтырки до Каменца именно такая позиция Церкви представляется наиболее приемлемой. Ещё раз напомню - речь не о вероучительных канонах, а лишь о внятной политической позиции. Причиной тому не только отсутствие такой внятности у самой паствы, но и её общая "теплохладность".
Средний украинец не ждёт от церкви водительства даже в духовных вопросах, что уж там говорить о их проекции на общественную жизнь. Даже сам термин "паства" может употребляться очень условно. Да, есть подвижники. Будучи собранными по всей стране для крестного хода, они производят известное впечатление, но их число, к сожалению, все же не очень велико.