Андрей Володкевич, директор проектов ЦОСЭР
До недавнего времени реформу полиции считали наиболее успешной из задекларированных руководством Украины радикальных преобразований. Тому в немалой степени способствовала успешная рекламная кампания. Молодые красивые «копы» в новой форме на новых машинах выгодно выглядели на фоне прежней милиции.
И действительно, патрульные полицейские на некоторое время стали всеобщими любимцами. Они действительно своевременно выезжали по вызовам, были вежливы, предупредительны. Уже одно это порождало надежду на долгожданные перемены.
В июле 2015 года был принят Закон «О национальной полиции», положивший начало коренным изменениям в системе правоохранительных органов. Но уже в начале 2016 года раздались первые критические замечания, которые постепенно нарастая, превратились в волну критики. Как оказалось, создание патрульной полиции представляло решение, в лучшем случае, одной десятой существующих проблем, а избавление от совкового термина «милиция» вовсе не означало обретение нового качества. А трагедии в Кривом Озере, Днепре и Княжичах поставили в повестку дня новые попросы.
Каковы же были основные причины критики и насколько она обоснована.
Во-первых, очень много вопросов вызвала аттестация личного состава. С одной стороны, сама процедура оказалась недостаточно прописанной с правовой точки зрения, что позволило многим уволенным уже через некоторое время восстановиться на должности. С другой стороны, критерии, по которым проводилась переаттестация. Были нередки случае, когда во главу угла ставились не профессиональные качества, а политические принципы. Или, к примеру, некоторые кадры, уволенные еще до Революции достоинства, успешно проходили аттестацию, как не «запятнавшие» себя сотрудничеством с «преступным режимом». Как сообщил министр внутренних дел Арсен Аваков, по результатам уволено 26% руководящего состава, не прошли испытание 14% сотрудников. По утверждениям общественных активистов, нас самом деле было уволено гораздо меньше сотрудников.
Во-вторых, так и не произошла деполитизация и демилитаризация полицейской службы. Руководство Национальной полиции в организационном и финансовом плане зависит от Министерства внутренних дел. Само же Министерство осталось, как и прежде, «министерством милиции», хотя в его структуру входят и Национальная гвардия и Госпогранслужба, да ив целом его функции намного шире, нежели безопасность граждан и охрана общественного порядка. В идеале, Министерство должно быть гражданской службой, которая занимается аналитической работой, законодательным и финансовым обеспечением входящих в структуру подразделений.
В-третьих, проведение реформы совпало по времени с ухудшением криминогенной ситуации, что дало основания обвинять в этом ухудшении реформаторов. Справедливости ради, стоит отметить, что эти обвинения верны лишь отчасти. Ключевой причиной роста преступности стало все же существенное падение уровня жизни. Из-за войны на руках оказалось немало оружия (как свидетельствую данные, выросло количество убийств с применением огнестрельного оружия и взрывчатки).
В-четвертых, модель Национальной полиции остается по-прежнему жестко централизованной. Более того, изменение структуры полицейских органов на местном уровне не синхронизировано с проведением децентрализации и создания объединенных территориальных громад. В итоге может сложится ситуация, когда структура органов полиции и зона их ответственности не будет совпадать с фактической организацией местного самоуправления на каждой конкретной территории.
И, наконец, в-пятых. Требует совершенствования система подготовки и переподготовки полицейских кадров. Не только в плане увеличения сроков обучения. Основной акцент должен быть сделан на практических навыках, которые понадобятся полицейскому.
Очевидно и другое. Лечить застаревшие болезни правоохранительной системы радикальным хирургическим вмешательством не получается. Нет средств, ресурсов, человеческих и финансовых, и, к сожалению, пока нет политической воли. Революция достоинства слишком высоко подняла планку общественных ожиданий. Эти ожидания вовсе не располагают к терпению, хотя сейчас требуется именно терпение и выдержка, чтобы ежегодно, ежемесячно шаг за шагом менять систему, которая выстраивалась десятилетиями. Общество должно быть готово к длительной и упорной борьбе.