Максим Павленко, член Совета экспертов ЦОСЭР

Чем больше случается конфликтов на языковой или национальной почве, тем более стойким становится убеждение, что в рамках существующих представлений и методов у них нет решения. Точнее, сами эти рамки и решения являются причинами конфликта.

И, прежде всего, представление о том, что государство есть некая форма существования «нации» - произвольной группы людей, которая формально объединена общим языком или общим прошлым.

На самом деле, не государства являются продуктом «наций», а сами «нации» являются плодом развития государства и инструментом разжигания и поддержания конфликтов как в обществе, так и между государствами. Вестфальский мир, как известно, создал нации, но полной жизнью они зажили начиная с эпохи революций в Европе 18-19 века. Идея о том, что «нации» должны иметь «свое» государство использовалась в политической борьбе внутри Европы, против империй, таких, как Австро-Венгрия или Османская империя. Британцы и французы широко использовали «право наций на самоопределение» как оружие против них.  Затем, уже в 20-м веке «право наций» разрушило британскую и французскую колониальную империю.

Идея «национального государства» по умолчанию подразумевает, что люди, не отвечающим неким доминирующим признакам (к которым часто относится и язык, на котором они говорят), являются «меньшинствами», права которых зависят от доброй воли большинства. Так выстраивается иерархическая система, включающая «титульную нацию», имеющую все права и подчиненные «меньшинства».

Беда в том, что не существует никакой границы, отделяющий «нацию» от «не нации». Критерии отсутствуют. Любая группа людей на некой территории может заявить о своем «праве на самоопределение». Кроме того, в Европе нет государства, которое не включало бы «меньшинства», некоторая, весьма значительная часть этих «меньшинств» является «большинством» в соседних государствах, что является поводом для территориальных претензий, войн, этнических чисток и насильственного переселения народов.

Хорошим примером конфликтов такого рода является украинский закон об образовании, который вызвал скандал только по той причине, что в Украине в качестве «меньшинств» проживают люди, которые в соседних странах составляют «большинство».

Такая система сама по себе провоцирует конфликты. Деление на «большинство» и «меньшинство», создание квот на ту или иную деятельность, не порождает ничего, кроме борьбы за расширение (или сокращение) прав, за рост или отмену квот и так далее. Мирных решений в рамках этой модели не существует.

Если мы хотим избежать проблем, к которым приводит патерналистская «национальная» модель, мы должны постепенно отказаться от нее.

стоматологические клиники

поездка в индию цена

Данильченко Юрий Харьков

сапоги угги

аннетт