Чиновничьи алгоритмы будут все больше отдаляться от реальных проблем граждан

Денис Павленко, генеральный директор ЦОСЭР

Среди украинских реформ есть одна очень интересная и показательная. Эта реформа претендует на то, что  она уменьшит бюрократизм в повседневной жизни украинцев, а наиболее ярким ее проявлением является так называемый Центр предоставления административных услуг.

Интересно, что реформа эта формально начата еще во времена Януковича — Азарова, однако, они ничего не успели сделать и все намеченное делал уже Порошенко и его бюрократы.

Идея состоит в создании специальных центров, работающих 42 часа в неделю без выходных и перерывов на обед. Эти центры должны предоставлять бюрократические «услуги», отнесенные к ведению местной исполнительной власти по принципу «одного окна», то есть, предполагается, что вместо беготни по инстанциям в разных учреждениях, украинец может прийти в такой центр, где ему и «окажут услугу». Правда, прийти он может не по всем вопросам. Перечень, утвержденный правительством, включает 52 позиции среди которых популярные «услуги» по оформлению паспорта и загранпаспорта, регистрации места проживания, регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, регистрации прав на недвижимое имущество, земельных участков и получение выписок из Государственного земельного кадастра, регистрация деклараций в сфере строительства, выдача документов в сфере разрешительной деятельности.

Эта деятельность широко рекламируется. Она финансируется как украинским бюджетом, так и западными партнерами, например «U-Lead с Европой», которая ставит целью открытие к 2020 году 600 центров. Также удивительным образом эта программа является частью «политики децентрализации», провозглашенной нынешним президентом и правительством.

Внешне затея выглядит привлекательно. Получать государственные «услуги» в любое время дня и в одном, заранее известном месте это очень удобно и прогрессивно. Однако, реальность оказывается несколько иной.

Ранее у наших граждан было три опции получения государственных «услуг» — квест, деньги и знакомства. Квест означает полное прохождение всех стадий получения той или иной справки или «услуги» самостоятельно, без привлечения помощи со стороны, то есть, действия «по закону». Вторая опция — деньги. Деньги значительно упрощают ситуацию, они могут быть использованы то ли как нелегальная взятка за «решение вопроса», то ли как оплата легальной деятельности предприятий, предоставляющих услуги «под ключ» (получение паспорта, визы и т. п.). Наконец, знакомства являются промежуточной опцией между квестом (долго и негарантированно) и деньгами (быстро и гарантированно). Успех зависит от «силы» ваших знакомств, вы можете сэкономить деньги, но достижение результата может растянуться надолго, как в квесте.

Меняет ли здесь что-то введение центров админуслуг и, в целом, попытки реформировать «оказание услуг населению» на новый цифровой лад? Если и меняет, то незначительно. Меняется только категория квеста. Если ваша проблема полностью совпадает с алгоритмом по которому предписано действовать чиновнику, то да, теперь вы получите вашу бумажку быстрее. Впрочем, и без всяких центров вам могло повезти в вашем квесте. У вас могли  случайно оказаться на руках все необходимые бумаги, вы могли вовремя попасть в нужное учреждение и, в итоге, точно также уйти счастливым с нужной бумажкой на руках.

Но все дело в том, что очень редко, когда чиновничьи алгоритмы соответствуют реальным человеческим проблемам. Люди хотят получить «решение вопроса», а не ту или иную бумагу от чиновников. Именно поэтому они готовы платить и платят деньги, как в виде взяток, так и в виде легальной платы за услуги фирмам, которые берутся решить вопрос «под ключ».  Центр не решает вопрос «под ключ», он просто собирает выдачу бумажек в одно помещение.

Кроме того, вы никогда заранее не узнаете, какие именно документы вам нужны для решения вашего квеста. Наскальные надписи в центрах админуслуг и в других учреждениях, статьи в интернете и даже попытки спросить у работников какие документы вам нужны, чтобы получить «услугу», ничего не гарантируют. Вы ничего толком не узнаете до того момента, пока не попадете на прием. А это почти что гарантирует то, что нужен будет, как минимум, еще один прием.

В общем, назвать это все реформой довольно трудно. Под это выделены и продолжают выделяться деньги, растут чиновничьи штаты, создаются все новые и новые «группы», «комиссии» и «комитеты», но дело не двигается с мертвой точки. Более того, кое-где увлечение «электронным государством» может всерьез ухудшить ситуацию. Например, такой замечательный электронный реестр собственности на практике сулит огромную угрозу людям, особенно владельцам прибыльных бизнесов, поскольку сильно упрощает процедуры рейдерства. Если раньше желающим захватить чужой бизнес нужно было тратиться на группу силовой поддержки, закрытые глаза правоохранительных органов, и, в итоге платить за нужное решение суда, то теперь нужно заплатить только за изменение записи в реестре. Снижение цены увеличит спрос.

Должно, наконец-то, стать очевидно, что сами по себе никакие центры, электронные очереди и электронные реестры ничего не меняют по существу. Те же центры работают по заданным алгоритмам, которые, в свою очередь, напрямую зависят как от изменений в «нормативной базе», так и от расстановки сил в бюрократических войнах. Давайте вспомним о конфликтах между местными советами и исполнительной властью относительно того, какие «услуги» должен предоставлять центр админуслуг или о попытках Министерства юстиции перетащить себе больше разрешительных полномочий. Все это не прекратилось и не прекратится, поскольку речь идет о бюджетах и полномочиях, а это означает, что со временем центры выродятся, а слова «единое окно» будут выглядеть откровенным издевательством.

Причина этого в том, что «нормативная база» постоянно растет, соответственно, растет и число возможных нестыковок, противоречий и несогласованностей между «разрешениями» в трактовках разных ведомств. Кроме того, центры, электронные очереди и прочие нововведения ничего не делают с тем обстоятельством, что чиновники сами себе устанавливают объем работы, фактически, они даже помогают им ограничить предложение своих «услуг». Все вместе это означает, что чиновничьи алгоритмы все дальше и дальше будут отдаляться от реальных вопросов, которые нужно решить гражданам с помощью тех или иных «услуг» государства, и центры админуслуг будут все менее и менее пригодными для этих целей.

Без радикального изменения подходов и критериев работы чиновников мы никогда не получим государства, с которым можно как-то уживаться в одной стране. Я, например, не случайно пишу слово «услуга» в кавычках. Опять-таки, понятно, что мы никуда не сдвинемся без радикального упрощения нормативной базы, а это невозможно, если мы не сократим сами возможности чиновников плодить новые и новые регулирующие документы.

И последнее. Удивительным образом украинский интернет не обсуждает Центры предоставления административных услуг. Вы не найдете ничего похожего на обсуждение, например,  полицейской реформы. Да, бывает так, что люди не замечают каких-то важных для себя действий властей, но здесь, похоже, не тот случай. Повседневная бюрократия, «квесты», которые выдает власть, как раз очень беспокоят украинцев. Скорее всего, они просто ничего не ожидают от этой реформы, так как интуитивно чувствуют, что она ничего не меняет. Это еще одна показуха, как и реформа полиции, изменение формы без изменения сути.

купить справку по болезни

поставщик одежды из китая

Александр Фильчаков Васильевич

bark 240c

пародонтоз лечение антибиотиками